1. Развитие малого агробизнеса

В рамках Стратегии предлагается инновационный подход к решению проблемы заселения, рассредоточения населения по всей территории страны, в том числе обезлюденных приграничных, дальневосточных зон.

При огромных территориях и крайней ограниченности людских ресурсов нужны кардинальные изменения в путях и подходах к решению этой проблемы.

Сегодня перспективным считается исключительно промышленно-урбанистический тип развития с соответствующим типом расселения. На государственном уровне считается стратегически правильным и перспективным работать с крупным «инвестором», который строит свинокомплексы на сотни тысяч голов, крупнейшие в мире молочные комплексы, реализует другие мегапроекты. Однако практика показывает, что от прихода крупных инвесторов сельские территории и население ничего реально не получают. Осваивая площадку для бизнеса, владельцы холдингов не задумываются об устойчивом развитии сельских территорий. Предпочтение отдается привозным бригадам гастарбайтеров, а не местному населению. При этом именно крупным холдингам достается львиная доля средств государственной поддержки, кредитных ресурсов. Государство закрывает глаза на неэффективность и заведомую затратность оказываемой поддержки, на то, что множатся случаи банкротств мегапредприятий. В итоге выделенные государственные средства неэффективно используются, без работы остаются сельские жители, наносится ущерб экологии.

Для предпринимателя, который сам живет и работает на селе, сельское хозяйство — это образ жизни. И для развития сельских территорий необычайно важно, чтобы инвесторами становились местные жители.

Именно в связи с этим, предлагаем принять в качестве приоритета – равномерно-пространственную систему расселения, включающую сеть малых и сверхмалых сельских поселений – хуторов, заимок, улусов, зимовий и др. на базе крестьянских (фермерских) хозяйств и их коопераций. Эта система расселения наиболее полно отвечает интересам нашей страны, в которой имеются все возможности успешно реализовать такой подход.

С учетом результатов развития и опыта фермерского движения за прошедшие 25 лет и наличия в России сотен тысяч крестьянских семей, готовых развивать свои товарные подворья, можно обоснованно ставить задачу на государственном уровне — к 2020 году довести совокупную численность фермерских хозяйств семейного типа до 500 тысяч хозяйств.

На 1 января 2014 года по данным Росстата действует 223 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. В рамках Государственной программы развития сельского хозяйства до 2017 года действует ведомственная целевая программа «Начинающий фермер». В 2013 году реализация этой целевой программы позволило создать 2300 новых фермеров с получением грантовой поддержки, а всего за год зарегистрировано более 21 тыс. новых КФХ.

Успешный опыт показывает, что целевой показатель в 500 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств реален.

Результатом реализации программ развития фермерства до 2020 года станет:

— создание 280 тыс. новых действующих КФХ;

— создание 700-800 тыс. новых рабочих мест;

— освоение 28 млн. га заброшенных неиспользуемых сельскохозяйственных земель;

— сохранение 10 тыс. малых деревень и сел, создание новых сельских поселений;

-рост доходов сельского населения;

— привлечение в отрасль около 100 млрд. рублей как части софинансирования фермерами своего участия в реализации целевых программ;

— решение демографической проблемы на селе. Как правило, фермерская семья крепкая, здоровая, многодетная. Рождаемость в таких семьях в 1,5 раза выше, чем в среднем по стране;

— значительный рост численности фермеров, занятости сельского населения, личных доходов, развитие предпринимательской деятельности, оформление и освоение земельных ресурсов укрепит бюджеты сельских поселений и муниципальных образований, что позволит успешнее решать проблемы социального обустройства села;

— обеспечение экологии сельских территорий, так как фермерская семья заинтересована жить и работать на чистых территориях, которые будут передаваться по наследству;

— возрождение народных традиций и культуры крестьянского трудового воспитания.

Учитывая, что в первую очередь, осуществляемая в рамках программы начинающий фермер поддержка стимулирует ЛПХ, ведущие товарное производство, которых по переписи (ВСХП) 2006 года насчитывалось более 2 млн., необходимо в дальнейшей стратегии развития сельских территорий ставить задачу к 2030 году по созданию 2 млн. крестьянских хозяйств, что позволит ввести в сельскохозяйственное производство огромные площади ныне пустующих земель.

С этой целью нужно кардинально поменять приоритеты и целевые показатели внутри Госпрограммы и перераспределить финансовые средства в пользу действующих программ по начинающему фермеру и семейным животноводческим фермам на базе КФХ. Целесообразно увеличить финансирование каждой из данных программ до 10 млрд. рублей, а также увеличивать суммы грантов для фермеров.

2. Решение земельных вопросов

Вопрос о земле — фундамент любой реформы на селе.

Считаем, что земельная политика, которая обеспечит доступ крестьян к свободным земельным ресурсам и законодательно обеспечит сохранение земли, переданной в начале реформ и приобретенной в последующие периоды, от посягательств со стороны крупного бизнеса, криминала и других непрофильных компаний, должна войти составной частью в Стратегию устойчивого развития сельских территорий.

В целях улучшения доступа сельских жителей, крестьянских (фермерских) хозяйств к земле, более эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения предлагается выработать новую земельную политику и рассмотреть вопрос по созданию государственного комитета по земельной политике и управлению земельными ресурсами либо возложить данные функции на Минсельхоз России. Усилия данного ведомства необходимо направить на решение следующих вопросов:

1. Внесение изменений в соответствующие нормативно-правовые акты, касающиеся:

— ограничение площади одного землевладения;

— упрощение процедуры и снижение стоимости оформления земли в собственность крестьян;

— установление прогрессивного налога на землю в зависимости от размера земельного участка;

— законодательное обеспечение гарантий наделения землей крестьянских семей, выразивших желание организовать фермерские хозяйства;

— предоставление приоритетного права фермеру на продление договора аренды земельного участка, который надлежаще использовался им более 3 лет,

-разрешение строительства жилья фермерам на землях сельхозназначения, находящихся в их собственности. Это будет способствовать выполнению ими функций заселенности и охраны сельских территорий, экологизации среды обитания.

— распространение на фермеров право бесплатно переоформлять в собственность (ст.28 ЗК РФ) из пожизненного наследуемого владения земельные участки с учетом численности крестьянского хозяйства и норм, утвержденных субъектами РФ на каждого члена КФХ,

— снятие ограничений по выкупу арендованных земель из фондов перераспределения муниципальных образований.

2. Проведение полного кадастрового учета земель за счет средств федерального бюджета всех земельных участков сельскохозяйственного назначения.

3. Четкое разделение земель и разграничение полномочий между федеральными, региональными и муниципальными органами при проведении межевания, кадастрового учета и регистрации земель.

4. Создание реестра неиспользуемых земель и передача их в пользование фермеров и других сельскохозяйственных товаропроизводителей с соответствующим субсидированием затрат по оформлению и вводу в оборот залежных и заброшенных земель. Соответствующая поддержка в рамках действующей Государственной программы до 2020 года предусмотрена. Необходимо скорректировать механизмы и сроки доведения такой поддержки и объемов финансирования на оформляемый гектар сельхозугодий по фактическим затратам.

5. Приравнять фермерские поселения к хуторам или другим населенным пунктам.

Данные меры государственного регулирования позволят завершить начатые реформы в 90-х годах по обеспечению крестьян землей, снизить площади неиспользуемых сельхозугодий, укрепить местные бюджеты за счет повышения сборов по земельному налогу.

3. Развитие сельскохозяйственной кооперации

Важнейшим направлением повышения социально-экономического статуса сельских территорий, приближения условий жизнедеятельности сельского населения к городским стандартам и смягчения миграционных тенденций является развитие кооперации на селе.

Кооперирование фермеров, личных подсобных хозяйств, других субъектов малого бизнеса в части развития сбыта сельскохозяйственной продукции, переработки, обслуживания и кредитования позволяет сделать малый аграрный бизнес более эффективным.

На I Всероссийском съезде сельских кооперативов в марте 2013 года была принята Концепция развития кооперации на селе на период до 2020 года.

Основными задачами по развитию сельскохозяйственной кооперации определены:

— создание благоприятных нормативно-правовых, социально-экономических условий для организации и развития кооперации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

— совершенствование и расширение действующего механизма государственной поддержки, выработке новых мер по развитию сельской кооперации, в том числе частно-государственного партнерства;

— увеличение числа сельскохозяйственных кооперативов по разным направлениям деятельности и доли работающих кооперативов, широкий охват коопераций сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения;
— значительное увеличение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет активного их участия в кооперативной деятельности;

— создание и развитие самостоятельной кооперативной системы сбыта сельхозпродукции, способной конкурировать с крупными торговыми сетями;

— совершенствование федеральных и региональных систем кооперативных объединений.

В рамках реализации концепции АККОР предлагает:

1. Включить в федеральную целевую программу по развитию кооперации на селе реализацию задач, предусмотренных Концепцией,. Принять в 2014 году соответствующую Федеральную целевую программу на период реализации 2015-2020 годов с дальнейшей пролонгацией на последующий период.

2. В рамках действующей Государственной программы выделить на развитие сельскохозяйственной кооперации из федерального бюджета финансирование в размере 10 млрд. рублей ежегодно.

Мероприятия по реализации Концепции и целевой программы позволят активизировать трудовую и предпринимательскую деятельность значительной части сельского населения. Это снизит социальные обязательства бюджетов, увеличит налоговые поступления. Кроме того, мобилизуются дополнительные финансовые поступления, ресурсы от сельского населения и сельхозтоваропроизводителей, сократится теневой оборот сельхозпродукции и услуг.

Кроме того, реализация данного направления позволит развивать несельскохозяйственные виды деятельности – сбор и переработка плодов дикорастущих растений, ремесленничество, агротуризм, водообеспечение, энергоснабжение, газообеспечение, жилищно-коммунальные услуги, строительство жилья и другими необходимыми услугами. В конкретных условиях жизни сельского населения сельскохозяйственные потребительские обслуживающие кооперативы смогут улучшить социальную сферу села.

4. Формирование системы обучения

Одной из наиболее эффективных мер государственной поддержки, которая не требует больших средств, но значительно влияет на развитие малого бизнеса, фермерства, кооперации является оказание консультационных услуг малым формам хозяйствования.

Cчитаем необходимым сформировать целостную государственную многоуровневую систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации фермеров и других субъектов малых форм хозяйствования на селе с использованием стационарных, дистанционных и мобильных форм обучения. В этой связи АККОР предлагает:

1. Создать трехуровневую систему информационно-консультационных центров, обслуживающих малые формы хозяйствования на базе фермерских некоммерческих объединений с выделением государственной поддержки на эти цели как из федерального, так и из регионального бюджетов на основе софинансирования.

2. Отнести консультационную помощь всем субъектам малых форм хозяйствования на селе к социально-значимым услугам с финансированием из средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов.

3. Субсидировать до 80% затрат малых форм хозяйствования на получение платных консультационных услуг.

4. Обеспечить выделение грантов на реализацию научных разработок в производство через работу информационно-консультационных центров всех уровней.

5. Включить в учебные планы и программы учебных заведений сельскохозяйственного профиля спецкурсы по ведению малого бизнеса на селе. Ввести в аграрных средних и высших учебных заведениях специальности «фермер-растениевод» и «фермер-животновод».

6 Развивать систему информационно-консультационного, методического обслуживания сельскохозяйственных потребительских кооперативов на базе кооперативных объединений и организаций фермерского самоуправления. Одновременно необходимо развивать и государственную систему сельскохозяйственного консультирования, а также на базе научно-исследовательских институтов, сельскохозяйственных вузов, университетов.

Важно организовать профессиональную ориентацию сельской молодежи по повышению информированности и возможностей обучения в сфере сельскохозяйственного образования, сельской кооперации, создания позитивного образа фермера, работника кооператива.

Нужно развивать взаимодействие образовательных организаций с общеобразовательными школами, углубление сельхозпрофориентации, привлечение школьников в систему кооперации.

5. Повышение роли фермерских некоммерческих организаций

Руководить и управлять частными предпринимателями практически невозможно, а осуществлять регулирование их деятельности намного эффективнее через организационные структуры.

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что проблемы сельхозтоваропроизводителей решаются намного быстрее и эффективнее там, где имеются действующие организации фермерского самоуправления.

Некоммерческие объединения фермеров необходимы как институт обратной связи, чтобы отслеживать ситуацию на местах, настроение людей на селе, их социальное самочувствие, тем более что речь идет о широком наборе мер и больших государственных ресурсов.

Фермеры своим трудом, результатами активной жизненной позиции завоевали авторитет и движение в обществе. За последние пять лет 6325 фермеров были избраны депутатами органов местного свмоуправления, главами регионов, депутатами законодательных собраний регионов.

На XXII съезде АККОР в выступлении В.В.Путина в адрес органов государственной власти были высказаны рекомендации активнее использовать потенциал АККОР и развивать с ней партнерские отношения в решении крестьянских проблем и укреплении фермерского сектора.

Такая позиция основывается на положительном опыте деятельности Ассоциации по организации доведения средств государственной поддержки до фермеров в начале 90-х годов, когда было заключено соглашение о сотрудничестве с Правительством РФ. В рамках Указа Президента №1139 от 27.07.1993 г. Ассоциация привлекалась к проведению земельной реформы и развитию частного крестьянского уклада и кооперативных формирований.

Результатом сотрудничества государства и АККОР было создание за первые пять лет 280 тысяч КФХ, при запланированных 93 тысяч хозяйств.

В настоящее время АККОР действует как трехуровневая система. Это дает реальный практический результат по выработке позиции фермеров и обеспечение обратной связи государственных органов власти и фермеров на местах.

В связи с вышеизложенным АККОР предлагает:

1. Заключить соглашение между Правительством РФ и АККОР о сотрудничестве по разработке и реализации Стратегии развития сельских территорий, предусматривающее развитие фермерского уклада и самоуправления.

2. В рамках реализации административной реформы на селе реализовать передача части государственных функций АККОР. В первую очередь, это осуществление информационно-консультационного обслуживания КФХ и других малых форм хозяйствования на базе организаций фермерского самоуправления, ведение федерального реестра КФХ в целях отслеживания тенденций развития предпринимательства в сельском хозяйстве. По аналогии с договором о сотрудничестве с Правительством РФ необходимо заключать соглашения о сотрудничестве с региональными ассоциациями и передавать им часть функций с учетом того, что в ряде регионов отсутствуют органы управления АПК.

3. Включить АККОР в рабочие группы по разработке и реализации государственных, ведомственных целевых программ и ведение независимого мониторинга реализации государственных и отраслевых программ.

* * *

Предлагаемые направления в Стратегию развития сельских территорий призваны сделать семейный бизнес на селе приоритетной формой организации сельского хозяйства.

Четвертьвековая история развития фермерского уклада в России со всей наглядностью убеждает в том, что разворот аграрной политики к крестьянину, к семейной ферме позволит реализовать самые амбициозные планы по развитию сельских территорий страны.